Меню
Главная Блог компании De Novo Искусственный интеллект повышает эффективность разработки ПО — кое-что из реального опыта
Искусственный интеллект повышает эффективность разработки ПО — кое-что из реального опыта

Искусственный интеллект повышает эффективность разработки ПО — кое-что из реального опыта

2024-12-10

Сейчас много говорят о том, что AI/ML повышает эффективность работы в тех или иных сферах деятельности. Но, искусственный интеллект сам по себе это всего лишь один из многих инструментов доступных бизнесу. Им еще надо уметь пользоваться, поэтому так важно смотреть на реальный опыт компаний и тех подходов, которые они используют в ходе реализации ИИ-проектов.

Вот всего лишь один пример. Американская компания Intuit — один из мировых лидеров рынка финансового программного обеспечения с общей базой, охватывающей свыше 100 млн. клиентов — сообщила о том, что внедрение генеративного ИИ (GenAI) в комплексный процесс разработки ПО позволило ей существенно поднять эффективность всех связанных процессов (по отдельным направлениям — в несколько раз). Но, как обычно, есть нюансы. Давайте рассмотрим этот проект подробнее.

Скрытые резервы и их огромный потенциал

Искусственный интеллект и машинное обучение на данном этапе развития, показывают особенно хорошие результаты в задачах генерации и тестирования кода. Это важнейший участок работ для многих компаний, поскольку именно ПО является сегодня ключевым компонентом большинства ИТ-инфраструктур. Как показывают исследования, внедрение технологий AI/ML в упомянутые процессы повышает эффективность работы в среднем, на 25–30%. Неплохо, однако нюанс в том, что написание и тестирование кода — это примерно половина всего процесса разработки и внедрения ПО, остальные задачи часто остаются без внимания, соответственно, общая эффективность повышается лишь на 10–15%. Тем не менее, есть компании, которые стремятся выжать максимум из технологий AI/ML и более того — знают, как этого добиться. Одна из них — Intuit. С помощью ИИ компания хотела добиться ускорения разработки ПО без снижения качества и надежности итогового продукта, а также без необходимости увеличивать штат сотрудников.

На первом этапе было решено идти классическим путем, используя ИИ для автоматизации и помощи в процессе непосредственного написания и тестирования программного кода — без особой детализации и углубления в процессы. Эффект был получен — эффективность возросла, примерно на 10–15%. Вроде бы заметный результат, но он оказался ниже ожиданий.

Тогда Intuit использовала свою фирменную операционную систему на базе GenAI (GenOS) для анализа собственной технической документации, журналов событий и других записей, чтобы понять, как разработчики решали распространенные проблемы в прошлом. Затем полученные данные были использованы для создания специальных инструментов поддержки и оптимизации процесса разработки. В случае затруднений, ИИ предлагает инженерам оптимальные подходы для решения распространенных задач, причем делает это там, где удобно самими разработчикам — на портале, в рабочих чатах и пр.

Следующим шагом стала разработка и внедрение специализированных шаблонов для лучшего понимания и использования контекста кода на специфических задачах компании. С этой целью были проанализированы репозитории, библиотеки компонентов и другие важные источники данных. Это позволило существенно упростить и ускорить понимание процессов разработки для всех участников. Кроме того, Intuit использовала инструменты генеративного ИИ для улучшения стандартизации кода и ведения документации всех для групп и специалистов, связных с разработкой продуктов — программистов, аналитиков данных, дизайнеров, тестировщиков, менеджеров и пр.

В итоге внедрение комплексных мер позволило увеличить эффективность разработки в среднем на 250%, вместо 10–15% на первом этапе. Это стало результатом тонкой отладки на основе глубокого понимания всех процессов внутри компании.

Контроль и коммуникации в команде — залог успеха

Улучшилась не только продуктивность, но также защищенность и устойчивость продуктов. Благодаря автоматизации тестирования в виртуальной среде разработчики имеют больше оснований для уверенности в том, что то или иное обновление кода ничего не испортит в программном продукте и не создаст угроз безопасности. Благодаря ИИ, разработчики получили более эффективный и безопасный способ для подтверждения жизнеспособность нового кода. Кроме того, удалось реализовать надежную и прозрачную систему управления рисками, поскольку разработчики могут оценить возможные последствия каждого обновления и своевременно принять меры в случае выявления потенциальных угроз. Также, благодаря AI/ML удалось сделать процесс разработки более гибким и адаптивным, что позволяет оперативно реагировать на изменения рынка и пожелания клиентов.

Внедрение ИИ-технологий в компании — это не эпизод, процесс, требующий постоянного контроля и отслеживания тенденций. Поэтому эксперты из Intuit рекомендуют каждой компании, планирующей использовать у себя AI/ML, разработать свои метрики эффективности (KPI) с привязкой к собственным целям и важным показателям. При этом, метрик этих должно быть не слишком много, чтобы избежать перегрузки информацией. Опыт международных компаний говорит о том, что разумный минимум — это 3–5 KPI для топ-менеджмента и до 10 показателей для руководителей технических направлений. Кроме того, ответственным специалистам на местах также необходимо знать, соответствуют ли их результаты ключевым требованиями, а для этого необходимо наладить эффективную коммуникацию на всех уровнях проекта.

Возможно, вы планируете или уже разворачиваете проект на основе AI/ML? Компания De Novo предлагает для этого всю необходимую инфраструктуру. В нашем облаке доступны мощнейшие TPU NVIDIA H100 и L40S непосредственно из окружения Kubernetes — в составе сервисов  Tensor Cloud (в коллективном облаке) и HTI (сервис класса GPU Private Cloud). А с PaaS-платформой ML Cloud вы получаете еще и готовую полноценную рабочую среду для ML-инженера (класса AWS SageMaker или Google Vertex AI).

Хотите узнать больше — обращайтесь за консультацией к нашим экспертам, которые не только ответят на ваши вопросы, но и помогут развернуть пилотный проект или перенести ИТ-нагрузки в облако De Novo.

© 2008—2024 De Novo (Де Ново)