Главная Блог Облака для государственных Компаний и Органов Власти в Украине
Облака для государственных Компаний и Органов Власти в Украине

Облака для государственных Компаний и Органов Власти в Украине

2020-08-20

Коммерческие предприятия используют облака уже много лет, а государство только начинает это делать. На что нужно обратить внимание государственным предприятиям, какие документы необходимо иметь провайдеру и заказчику, и какие облака подходят для тех или иных целей. Загружайте и читайте в нашем новом материале.

Эффективное разделение труда и глубокая профессиональная специализация лежат в основе современного глобализирующегося мира. Нас окружает огромная масса очень сложных технологий, многие из которых мы используем не задумываясь, хотя именно они делают нашу жизнь лучше, удобнее, безопаснее.

Когда чуть больше десяти лет назад облачные технологии начали проникать на массовый рынок, далеко не все сразу оценили их потенциал. Но всего лишь несколькими годами позже публичные облака начали демонстрировать небывалый рыночный рост - сервисы такого рода пришлись по вкусу всем - от небольших коммерческих компаний до крупнейших государственных структур. Сегодня эта тенденция продолжается - ежегодный объем продаж облачных сервисов исчисляется сотнями $ млрд. во всем мире и десятками $ млн. В Украине.

Облака - явление глобальное

Что же так привлекает заказчиков в этом подходе? Облака делают ІТ проще, понятнее, эффективнее и дешевле, Скажем, вместо того, чтобы строить собственный центр обработки данных (ЦОДО) - вкладывая миллионы в само здание, инженерное оборудование, серверы, системы хранения, коммутаторы, сетевые каналы, программное обеспечение, поддержку, защиту и обслуживание - достаточно всего лишь заказать услугу у оператора.

Огромные капитальные инвестиции, надолго замороженные в дата-центре, превращаются в удобный и умеренный ежемесячный платеж, а месяцы и годы, которые пришлось бы потратить на реализацию проекта собственного ЦОДу, сжимаются до нескольких дней или даже часов, необходимых для определения конфигурации и выделения необходимых ІТ-ресурсов.

При этом, что важно, мощность облака можно динамически наращивать или сокращать, а значит, здесь невозможно просчитаться, оказавшись в ситуации, когда ресурсы недостаточны или избыточны, как это часто бывает в ходе реализации собственных проектов ЦОД. Конечно, облака не является панацеей - в них нельзя перенести абсолютно все нагрузки, кто бы что ни говорил, но для большинства задач они являются идеальным решением - нынешний объем мирового рынка, который мировая аналитическая компания Gartner оценивает в $ 266, 4 млрд до конца 2020 года - лучшее тому подтверждение.

Для полноты картины уточним, что публичные облачные сервисы принято условно делить на три большие группы:

  • Инфраструктура как сервис (Infrastructure as a Service, IaaS)
  • Платформа как услуга (Platform as a Service, PaaS)
  • Программное обеспечение как услуга (Software as a Service, SaaS)

Разница между ними заключается в распределении зон ответственности между оператором и заказчиком (табл.)

Крупным потребителем публичных облачных сервисов в развитых странах мира долгие годы являются государственные структуры. Масштабные инициативы, направленные на использование облаков в госсекторе (Andromede во Франции, Trusted Cloud в Соединенном Королевстве, Trusted Cloud в Германии) не только отдельные страны, но и на уровне сообществ.

Так, еще в 2012 году на уровне Евросоюза началась реализация стратегии European Cloud Strategy, в рамках которой всем госструктурам предлагалось максимально использовать публичные облачные сервисы, руководствуясь принципом Cloud First (использование облачных вычислений везде, где это возможно и оправдано, и сопутствующий этому максимальный отказ от собственного ІТ-оборудования и программного обеспечения).

Идея Cloud First впервые была предложена и развита в США еще десять лет назад. С тех пор многое изменилось, но принцип первоочередного использования облаков неизменно лежит в основе работы всех основных госструктур США.

Украина до недавнего времени была этаким белым пятном на карте Европы, поскольку использование облачных сервисов госкомпаниями, в отличие от всех окружающих стран, у нас было сведено практически к нулю. Но, с 2018 года ситуация начала понемногу меняться к лучшему, а в 2019-м появилась целая серия крупных проектов - "Нафтогаз", ProZorro, "Укргаздобыча", "Дія", EHealth - эти и многие другие государственные заказчики предпочли публичные облачные сервисы, и, судя по отзывам, очень довольны таким решением.

Выбор облачного провайдера

Облачные сервисы просты и удобны в работе, главная сложность для заказчика заключается в выборе оптимального поставщика (оператора / провайдера) сервиса. В этом процессе есть много нюансов, причем для каждого типа сервиса - IaaS, PaaS, SaaS. Учитывая объем необходимых сведений, в этом материале мы рассмотрим только операторов IaaS, поскольку именно этот тип облачных услуг наиболее востребован в Украине и наилучшим образом подходит для решения задач государственных организаций.

Итак, на что же обратить внимание в процессе выбора? Главные критерии можно разделить на три группы:

  • Технические.
  • Регуляторные.
  • Организационно-сервисные.

К первой относятся параметры предлагаемых вычислительных платформ и СХД, ко второй - наличие необходимых разрешительных документов и сертификатов, в третью группу входят вопросы дальнейшего сопровождения проекта и гарантий для заказчика. Рассмотрим каждый из этих взаимосвязанных аспектов более подробно. Список требований достаточно большой, но в действительности это лишь самые основные параметры, без учета которых осознанный выбор качественного IaaS-сервиса для государственного заказчика просто невозможен.